Шаровую опору на автомобилях стали использовать относительно недавно – не более полувека назад. До нее основным элементом подвески, соединяющим рычаг подвески со ступицей, было шкворневое устройство.
Конструкция шаровой опоры предельно проста. Это корпус со сферической внутренней поверхностью, палец в виде конуса со сферическим или грибовидным наконечником. Между ним и корпусом установлен пластиковый вкладыш. Палец способен свободно вращаться в корпусе, который запрессован или прикреплен к рычагу болтами. Абсолютное большинство шаровых опор неразборные и только в старых моделях авто отечественного производства корпус имеет съемную крышку.
Почему опора ломается
Деталь испытывает очень серьезную нагрузку, ведь весь вес кузова, по сути, распределяется на очень небольшую площадь. Добавит к этому динамические нагрузки, которые возникают в процессе езды.
Причиной нарушения корректной работы детали является чрезмерный зазор между корпусом и пальцем. В результате палец станет болтаться в корпусе, а при критическом износе деталь может вырваться и авто без колеса просто упадет на асфальт. Причины износа такие:
- естественный износ
- чрезмерные динамические нагрузки вследствие езды по бездорожью на большой скорости;
- повреждение защитного пыльника или чехла привело к попаданию влаги и грязи, появлению коррозии;
- в шарнире нет смазки.
Как проверить исправность шаровой опоры
Первые признаки износа такие:
- при езде по ямкам с малой скоростью слышен характерный стук;
- при повороте рулевого колеса появляется скрип спереди автомобиля;
- чрезмерное усилие при повороте руля;
- передние колеса не держат дорогу и авто движется неустойчиво;
- неравномерный износ шин.
Как проверить шаровую опору профессионально
Полную и достоверную картину может показать только диагностический стенд. Без него вам остается проверить износ шаровой опоры исключительно на слух или на ощупь. В первом случае нужно хорошо раскачать кузов автомобиля и попытаться услышать, где стучит. Следующий способ более сложный. Посадите помощника на место водителя, чтобы он до полика надавил на педаль тормоза. В это время вы покачиваете колесо руками, взявшись внизу и вверху. Если люфт чувствуется, значит, деталь изношена и требует замены.
В ВАЗах для проверки в верхних шаровых опорах имеется контрольное отверстие, через которое штангелем или глубинометром замеряется расстояние от внешней поверхности корпуса до торца пальца. Результат замера не должен превышать 11.8 мм. Для определения величины люфта в верхней опоре используется специальное устройство с индикатором.
При обнаружении износа опоры у вас есть два варианта дальнейших действий:
- купить новую деталь – оригинал или аналог хорошего качества;
- сдать опору на реставрацию. Эта сложная процедура выполняется на специальном оборудовании и стоит не дешево. Но все равно ремонт обойдется значительно дешевле, чем покупка новой детали.
Ресурс шаровой опоры не привязан к конкретному километражу пробегаю. Все зависит исключительно от условий эксплуатации, стиля езды и может варьироваться от 20 до 120 тысяч км.
По материалам: https://autoshop.com.ua/