Позднее произведение Пабло Пикассо, портрет его второй жены, известный под названием Buste de Femme, был продан на аукционе в Германии за €3,4 млн / $3,65 млн, что значительно превосходит первоначально ожидаемую цену.
Картина Buste de Femme была написана знаменитым художником в 1971 году, за два года до его смерти. Искусствоведы идентифицируют изображённую на картине женщину как вторую жену Пикассо, Жаклин Рок. Торги по продаже труда Пикассо провёл аукционный дом Van Ham в Кельне 5 июня.
Первоначально ожидалось, что работа будет продана по цене от €1,5 до €2,4 млн, но в итоге она ушла к новому владельцу ещё на миллион евро дороже. Однако даже при таком раскладе это сильно не дотягивает до рекорда цены среди работ Пабло Пикассо: напомним, в 2015 году на аукционе продали картину The Women of Algiers за €160 млн.
Перед продажей картины Buste de Femme аукционный дом Van Ham проделал большую «домашнюю работу», выставив произведение в Берлине, Мюнхене и Гамбурге, что позволило привлечь к нему много внимания. По заверению Van Ham, за последние 25 лет это первая знаменитая работа Пикассо, проданная в Германии.
Пикассо и госпожа Рокс познакомились в 1953 году и у них была колоссальная разница в возрасте: более 40 лет, что не помешало им пожениться после смерти первой жены художника Ольги Хохловой. Пикассо сильно любил свою молодую жену, изображая её на своих работах чаще любой другой своей любовницы или первой жены: всего более 400 раз.
Никто из её предшественниц не посвящал свою жизнь Пикассо так искренне и полно, как это делала Жаклин. Она боготворила его и практически всё время была рядом со своим мужем вплоть до его смерти 8 апреля 1973 года, после чего она осталась совершенно одинокой. Проведя в браке с Пикассо 11 лет, истощённая и сильно подавленная, она покончила с собой 13 лет спустя его смерти в возрасте 59 лет..
В 2023 году исполняется 50 лет со дня смерти Пабло Пикассо, чем пользуются музеи, выставки и аукционные дома всего мира. На всевозможных мероприятиях всё чаще вспоминают про отношения художника испанского происхождения с его жёнами и любовницами. Только сейчас – вслед за движением #MeToo и новой волной самоутверждения среди женщин, новый акцент делают на том, насколько Пикассо был жестоким к женщинам, как он манипулировал ими, используя свою власть и влияние.
Сам художник этого не скрывал: однажды он заявил, что всех женщин он делит на богинь и подстилок, и почти все женщины в его жизни в какой-то момент времени проходили полный путь от возвышения до полного унижения. В результате многие ценители искусства Пикассо пересмотрели своё отношение к нему, однако это не отразилось на стоимости его картин.