Мне всегда становится смешно, когда кто-то из молодых водителей спрашивает, а не знаю ли я какой-нибудь приличный автосервис, где хорошо чистят форсунки. Конечно, знаю! Но на мой вопрос — зачем? — ответы звучат самые разные:
- машина не едет;
- мотор «колбасит»;
- расход «как не в себя»… и так далее.
И невдомёк моему собеседнику, что «тупить» машина может не только из-за форсунок, а из-за целого списка причин.
Вышло из строя (умерло или умирает какое-то, может быть, только одно) рабочее звено в длинной цепи устройств инжекторной системы питания:
Датчик массового расхода воздуха.
- Датчик давления.
- Датчик коленчатого вала.
- Датчик распределительного вала.
- Датчик (или датчики) температуры охлаждающей жидкости.
- Датчик температуры поступающего в приемный коллектор воздуха.
- Регулятор холостого хода.
- Датчик дроссельной заслонки.
- Упала эффективность работы топливного погружного насоса в баке.
- «Шалит» EGR, система рекуперации выхлопных газов (которая в свою очередь состоит из нескольких компонентов).
- «Завернулись мозги» ЭБУ — электронного блока управления двигателем или банально закоксовались свечи.
- Забился или почти забился катализатор…
…словом, причин может быть не просто много, а очень много!
Но мой собеседник уже сделал свой вывод — ему нужна чистка инжектора.
Спрашиваю, а на диагностику ты ездил, к компьютеру тебя подключали, к профессиональным механикам ты вообще обращался?
— Да чо они там понимают, — довольно частый ответ.
В том-то и дело, что понимают! Но вернемся к вопросу в заголовке статьи — нужна ли чистка/промывка топливных форсунок?
Топливные форсунки: промывать или выбрасывать?
Конечно, чистить и промывать! А выбраковывать и выбрасывать форсунки сможет порекомендовать только профессиональный электронщик/автомеханик/моторист.
Поскольку современные бензиновые двигатели (впрысковые инжекторные, а не карбюраторные) уже давно не используют для дозировки и подачи топлива калиброванные жиклёры, а снабжены всеми теми устройствами, которые перечислены выше, в том числе и такими, как топливные форсунки, поэтому и алгоритм работы такого мотора совершенно иной. По способу впрыска форсунки бывают:
- механические;
- электромагнитные;
- пьезоэлектрические;
- гидравлические.
Однако принцип их работы является общим для всех вне зависимости от их вида и типа. Засорение форсунки — это не только сложности при пуске двигателя утром, это и нестабильная его работа во всех режимах, и повышенный расход топлива, и тд и тп.
Для чего нужно форсунки промывать/чистить? В процессе их работы, при сгорании топливовоздушной смеси, происходит постоянное образование смолянистого нагара и налета, который «нарастает» не только на клапанах, в камерах сгорания, на днищах поршней, но и непосредственно в калиброванных отверстиях — соплах форсунок. Диаметры и формы отверстий в форсунках со временем меняются. Если, например, в дизеле топливо и имеющийся в нем абразив буквально «выгрызает» металл форсунки, то в бензиновых ДВС происходит наоборот — образование того самого нагара/отложений и соответственно уменьшение размеров этих самых калиброванных отверстий.
Как следствие, топливная смесь становится неоднородной, ее стехиометрическое соотношение (воздух + бензин) нарушается, и отсюда — все проблемы с мотором и машиной. Сама же топливная форсунка сконструирована так, что при использовании «неидеального» бензина (а у нас в стране другого не бывает) чистку желательно проводить даже чаще, чем того требует (или рекомендует) производитель или дилер. Замечено, что моторы на газе, а также потребляющие исключительно высококачественные, в том числе и европейские, бензины — ходят дольше и чистку форсунок требуют реже.
Интервалы обслуживания форсунок
При использовании некачественного (рядового украинского) топлива после 30 000 км однозначно происходит загрязнение форсунок смолистыми налетами, и в этом случае их чистка (промывка) желательна — хотя бы в профилактических целях.
При пробегах до и свыше 50 000 км их производительность падает на 8 – 10% (а соответственно и увеличивается перерасход топлива), поэтому такая услуга, как чистка форсунок Киев уже мера — необходимая.
К пробегу 80 000 км их производительность падает еще на 10 – 15%, плунжер может начинать разбивать седло, диаметры сопел уменьшаются, их форма меняется, а отсюда проблемы еще большие, вплоть до замены «умершей» форсунки (форсунок).
Из личного опыта
Когда мы все были молодыми и богатыми, я, например, придерживался того правила, которое мне порекомендовал один старый опытный моторист — меняй их сразу же по достижении пробега в 100 тыс км. Комплектом все форсунки, даже если они еще работоспособны.
Как почистить форсунки без снятия с двигателя
Чем промывают форсунки инжектора? Не нанесем ли мы вреда двигателю? Интернет, а также многие рекламные ресурсы буквально кричат о специальных чудо-препаратах, которые сумеют решить вашу проблему, во-первых, за небольшие деньги, а во-вторых, без особых хлопот и сложных разборо-сборочных работ.
По своему опыту могу сказать, что это — не более чем маркетинг и выкачка денег из карманов доверчивых автомобилистов. В качестве профилактических мер подобные добавки в топливо (на самом-то деле) действительно «работают», но с какой эффективностью, и нужно ли все это конкретно вашему мотору и конкретно в вашей ситуации — ответить может только моторист, диагност со специальными приборами, словом, — профессиональный автомеханик. Но свои рекомендации он озвучит ТОЛЬКО после КТ (компьютерной диагностики) и с учетом:
- степени износа систем и механизмов вашего двигателя,
- пробега,
- вашего региона и условий эксплуатации,
- с учетом качества применяемых вами горюче-смазочных материалов и так далее.
Кроме того, «химические» методы (с добавками препаратов в топливный бак) однозначно не подойдут для чистки старых, сильно загрязненных или некоторых современных форсунок, поскольку в первом случае это будет «мертвому припарка», а в последнем — риск серьезных повреждений дорогостоящих комплектующих.
Также имейте виду, что жидкости и промывки для дизелей и бензиновых форсунок — различаются, будьте предельно внимательны! И лучший выход — положиться на опыт профессионала, а не на советы рыночного продавца «препаратов по чистке инжекторов».
Промыть инжектор жидкостью или ультразвуком?
Чем хороша ультразвуковая чистка топливных форсунок? Неоспоримое преимущество подобного способа (со снятием форсунок с двигателя и проверкой их на специальном оборудовании) заключается в том, что это на все 100% качественная и «правильная» мера. Никакая «химия» не заменит профессиональный инструментарий и опыт специалиста. А вот чистить ваши форсунки ультразвуком или другим способом — также сумеет указать только спец, потому что, например, некоторым современным форсункам (керамическим, в частности) ультразвук — противопоказан!
Только мастер на профильном автосервисе сумеет объяснить, почему вашему двигателю нужна та или иная технология очистки форсунок; почему запрещена (или разрешена) чистка ультразвуком или, например, почему форсунки прямого впрыска при помощи ультразвука вообще не чистят.
Ни «дядя Коля» в ближайшем кооперативе, ни сосед по гаражу или приятель в офисе, не сумеют провести полноценную и профессиональную диагностику вашему двигателю и топливных форсунок. А в техническом центре Injector — все это сделают без вопросов (но по записи), поскольку профессиональное оборудование, многолетний опыт, а также комплектующие и запасные части всегда в наличии.