Плохо информированный покупатель – это мечта любого производителя, ведь при определенных усилиях, его можно заставить купить что угодно. Порой производителям хватает для успеха грамотной и красивой упаковки продукта. Как на незнании потребителей наживаются продавцы и как производители обманывают покупателей? Приведем перечень распространенных схем обмана путем указывания на упаковках продуктов заведомо неправдивой информации.
Оглавление:
Обман с подсолнечным маслом. Витамин Е
Выбирая подсолнечное масло, большинство из нас при всех равных отдаст предпочтение бутылке, на которой красуется надпись «С витамином Е». Однако уловка в том, что любое растительное масло по определению содержит витамин Е. Это чистой воды маркетинг, ни граммом более!
Обман покупателей на глобальном страхе к генным мутациям. «Без ГМО»
Покупая продукт с такой надписью на упаковке, большинство полагает, что это исключительно полезная пища. На деле «Без ГМО» означает отнюдь не это. Законодательные лазейки и нюансы позволяют производителям наносить надпись «Без ГМО» на любой товар. Иногда она не соответствует действительности, а иногда просто бессмысленна.
Есть много групп товаров, где ГМО не может содержаться по определению, например, в каменной соли, морской рыбе, дикоросах и любой органической продукции в принципе. Законодательно производителям нельзя запретить писать на упаковках таких продуктов надпись «Не содержит ГМО». Фактически, они пишут правду, но цель ведь не в донесении до потребителя правды, а в банальном маркетинге! Что же посоветовать? В первую очередь, знать, как производители обманывают покупателей и не идти у них на поводу. Лучшим решением будет запомнить продукты, которые не содержат ГМО или где эта вероятность крайне низка.
Совет: вероятность использования в продукте ГМО тем выше, чем больше объемы его производства. Покупаете товары транснациональной компании? Тогда извольте мириться с рисками. Чем локальнее продукт, тем меньше вероятность содержания в нем злоГМО.
Обман на преподнесении элементарных свойств продуктов за их преимущества
Пора бы уже запретить несправедливую рекламу. Это поставит крест на уловках производителей, выдающих элементарные свойства продуктов за их преимущества. Незнание потребителей создает огромный потенциал для наживы недобросовестным производителям. Яркий тому пример – подсолнечное масло с кричащей надписью «без холестерина».
Проблема маркетинга с холестерином в том, что человеческий организм получает его из продуктов питания лишь на 20%, тогда как оставшиеся 80% он генерирует самостоятельно. Это яркая иллюстрация того, насколько холестерин важен для человека. И только избыток холестерина в связке с другими рисками делает возможным развитие атеросклероза. Другими словами, человек может всю жизнь покупать дешевое подсолнечное масло со сверх содержанием холестерина, но так и не заболеть атеросклерозом, но заработать его на таких факторах риска, как ожирение, повышенное артериальное давление и курение.
Йогурты с бифидобактериями. Панацея от всех бед?
Бифидобактерии необходимы для утилизации пищевых веществ в толстом кишечнике. Они препятствуют проникновению микробов и токсинов из кишечника, улучшают всасывание полезных веществ и синтезируют ряд витаминов.
Когда в организме случается сбой, продукты с бифидобактериями действительно могут помочь решить проблему. Но бифидобактерии – это не панацея, особенно когда они содержатся в йогурте со сроком хранения в несколько месяцев.
Био-, эко-
Иногда эти приставки очень дорого обходятся нашим кошелькам. Но переплачивать за них можно только в тех случаях, когда их проставляют очень известные и авторитетные системы сертификации. В мире не существует единой маркировки. Нанесение таких маркировок дает покупателям гарантию, что в продукте нет ГМО, гормонов роста, антибиотиков, пищевых добавок и ядохимикатов. Это свидетельство проверки продукта специальными инспекторами на всех стадиях его производства. Однако в нашей стране не существует нормативно-правовой базы в сфере экологической продукции. Поэтому на одном прилавке вы легко найдете био-кефир со сроком хранения в несколько месяцев и дешевый кефир со сроком хранения в несколько дней. Как думаете, какой из них полезнее?
Деревенский
Кому из нас не хочется попить молочка прямо из-под коровы, да скушать овощей с грядки? К сожалению, большая часть «деревенской» продукции – это спекуляция на желании горожан кушать натуральные продукты. Статус «деревенский» не регламентирован никакими законными нормами. На рынке с надписью «деревенский» может оказаться товар, купленный в соседнем супермаркете.
Творожок
Ох уж этот маркетинг… Покупая творожок, мы вспоминаем нежный, вкусный и полезный творог из деревни, но на деле, между творожком и творогом колоссальная разница. Это то же самое, что сравнить йогуртный продукт и йогурт, молочный продукт и молоко, сырный продукт и сыр. Не позволяйте себя обманывать!