Для непосвящённых и тех кто не отдыхает в морских круизах, название Hurtigruten не вызовет никаких ассоциаций. Но если этой норвежской компании удастся создать самый энергоэффективный круизный лайнер в мире, её имя войдёт в повседневные разговоры гораздо более широкой аудитории путешественников.
Компания Hurtigruten существует уже 130 лет, начав свою деятельность в качестве строителя общественного морского транспорта в Норвегии. В актуальном флоте компании насчитывается 15 судов, обслуживающих потребности десятков портов. Всё вышеперечисленное делает компанию очень важной с операционной точки зрения на локальном уровне. В глобальном масштабе её влияние ещё больше, поскольку она является крупнейшей экспедиционной круизной компанией в мире.
Однако мир запомнит Hurtigruten не за это. В книгах истории, вероятно, её название будут связывать с теми парнями, что прорывают индустрию изнутри для зелёных инноваций, прокладывают сложный путь и призывают других следовать их примеру. Просто чтобы подкрепить сказанное, стоит вспомнить факт принятия во флот компании двух первых гибридных экспедиционных лайнеров в мире в 2019 году, кораблей Roald Amundsen и Fridtjof Nansen.
В их реализации гибридной технологии судна способны плыть на электрической тяге до 30 минут, а затем переключаются на обычные средства поступательного движения. Это может показаться не таким уж значительным достижением для неопытного глаза, но учитывая тот факт, что мы говорим о круизном лайнере, эти 30 минут приводят к сокращению вредных выбросов на 20%. Проще говоря, пара судов разработки Rolls-Royce сокращают свои выбросы CO2 на 6 400 метрических тонн, что эквивалентно годовым выбросам в атмосферу более 5 500 автомобилей.
Однако предметом нашей сегодняшней истории является не упомянутая выше гибридная технология, а судно будущее, которое будет полностью питаться от электрической энергии, сводя свои выбросы в атмосферу к абсолютному нулю.
Самый экологический корабль в мире пока что называется Sea Zero и впервые был анонсирован компанией Hurtigruten в марте 2022 года. Чуть больше года спустя мы впервые видим, о чём шла речь в анонсе – о настоящем чуде инженерной мысли, наполненным тайнами и новейшими технологиями.
Начнём с технических данных. Экологичный круизный лайнер Sea Zero будет иметь длину 135 метров. Это значительно больше футбольного поля и достаточно для размещения не менее 270 кабин для 500 гостей. Корабль также будет иметь грузовой отсек и сможет перевозить автомобили (количество неизвестно).
Источником тяги корабля будет выступать чистое электричество: конструкция не предусматривает дизельного, газового или ДВС на любом другом виде горючего топлива. Силовая установка будет питаться от комплекта аккумуляторов мощностью 60 мегаватт, что в пересчёте примерно соответствует мощности 850 среднестатистических электромобилей.
Батареи лайнера будут заряжаться в портах прибытия. Самая крутая фишка заключается в том, что уровень заряда корабля будет отображаться на его корпусе, поэтому посетители порта и сами круизные отдыхающие смогут отслеживать процесс зарядки.
Несмотря на свой огромный размер, самих аккумуляторов недостаточно для удовлетворения потребностей корабля во время длительного круиза. Вот почему силовая установка предусматривает питание от массивных солнечных панелей немыслимых размеров. Если быть точным, речь идёт о площади 1 500 кв. м. Солнечные панели будут установлены на выдвижных крыльях и на ветровых парусах. Паруса будут обеспечивать дополнительный импульс движения, дополняя электродвигатели. Сами паруса имеют конструкторскую площадь 750 кв. м., а в раскрытом виде они будут возвышаться на 50 метров.
Все перечисленные новшества никогда ранее не применялись в кораблях. Ещё одной новинкой в отрасли станет использование искусственного интеллекта для маневрирования. На данный момент не ясно, что это за система и что она будет делать, но развёртывание ИИ позволит создать капитанский мостик, по размеру и дизайну сравнимый с кабиной самолёта, чем с командной палубой классического корабля.
Hurtigruten планирует спустить первый в мире электрический круизный лайнер Sea Zero на воду в 2030 году и начать строительство в 2026-ом, но верфь для строительства пока не выбрана. Самая большая проблема на данный момент – найти способ снизить потребление энергии бортовыми отелями, которые на обычном круизном лайнере съедают около 50% общего энергопотребления.