В нашей стране уже давно ведутся разговоры о том, чтобы передать отдельные государственные услуги на реализацию частным компаниям. Фактически, подобный аутсорсинг уже давно реализован в Украине и демонстрирует хорошие показатели. Но по факту, перспективы для его полноценного внедрения, пока видят только некоторые специалисты-государствоведы. Свой комментарий ситуации дал Мирослав Продан, эксперт по вопросам налоговой и таможенной политике.
Говоря об успешном примере в Украине, он приводит функционирование частных судебных исполнителей. Конечно, с формальной точки зрения термин “аутсорсинг” не употребляется при описании этой системы. Но это ничто иное как передача государственной услуги частным исполнителям. Подобная схема действует и показывает хорошие результаты во многих странах мира.
Мирослав Продан делает акцент на том, что степень вмешательства приватных организаций в функции публичного управления в разных государствах отличается. Правительство сохраняет монополию на власть и государственное принуждение, а также может делегировать определенные обеспечительные сервисы выбранным компаниям. Планируя передать некоторые задачи на аутсорс, важно разделить государственные функции и административные услуги. По словам Продана такое разделение и поможет сохранить суверенитет государства.
Между тем, Продан утверждает, что в Украине государство пока не может использовать все преимущества бизнеса. Закон «Об административных услугах», принятый осенью 2012 года, не урегулировал возможные правоотношения. В части оказания государственных сервисов и привлечения к этой задаче частных структур, все еще существует большой пробел. Из-за того, что эта деятельность пока находится за пределами правового регулирования, государство не имеет доступа к полному потенциалу бизнеса, готового прийти на помощь.
Совершенно иначе ситуация обстоит в США, где стоимость рынка аутсорсинговых услуг еще в начале прошлого десятилетия превысила сумму 500 млрд. долларов. Частный сектор отвечает за космическую отрасль, за оборонные заказы. Даже создание атомной бомбы изначально поручили именно частной компании. Еще одним показательным примером являются частные тюрьмы и центры перевоспитания граждан.
По словам Мирослава Продана, аутсорсинговые услуги должны по своей расчетной себестоимости обходиться дешевле, чем выполнение этих же услуг органами государственного управления. Большинству населения не важно, кто именно отвечает за предоставление услуги, если она выполняется на надлежащем уровне.