Коробка передач — важнейший узел автомобиля. Он обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к колесам и без этого механизма движение автомобиля просто невозможно. На современных автомобилях устанавливают механические, автоматические, вариаторные и роботизированные КПП, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки.
Механическая КПП
Самый старый вид этого механизма, который был изобретен более ста лет назад и поначалу состоял всего из 3-х передач. Такая коробка передач имеет вид несколько валов, которые контактируют между собой с помощью шестерен. Водитель регулирует крутящий момент ручкой переключения передач и педалью сцепления. Механическая КПП имеет ряд существенных преимуществ, которые позволяют ей оставаться востребованной на протяжении огромного количества лет. Основные достоинства механики:
- Возможность самостоятельного управления скоростями;
- Высокий КПД и динамика разгона;
- Экономный расход топлива и масла;
- Отсутствие перегрева при пробуксовке;
- Относительная дешевизна и небольшой вес.
Механика больше подходит для опытных водителей, которые хотят полностью контролировать свой автомобиль, любят активную езду или часто передвигаются по бездорожью. Недостатками узла такого типа считается сложность в управлении, особенно в городском цикле, когда переключать передачи приходится очень часто.
Автоматическая КПП
Главным недостатком «автомата» является медленное, по сравнению с механической коробкой, переключение скоростей. В таком механизме оно происходит без участия человека, а только при помощи автомобильной электроники. Здесь нет механического зацепления шестерен и дисков между собой, а передача крутящего момента происходит при помощи густой жидкости, которая подается под давлением на крыльчатку и заставляет валы проворачиваться.
Положительные моменты, которые дает автоматика — это:
- Легкость в управлении;
- Отсутствие третьей педали (сцепления);
- Плавное переключение передач и тихая работа;
- Продолжительный срок службы.
Автоматическая коробка оказывает щадящее воздействие на двигатель, который работает более плавно, без резких толчков и рывков.
Роботизированная коробка
Робот — это относительно недавнее изобретение, которое имеет как своих сторонников, так и противников. Это своеобразная смесь механики и автоматической трансмиссии. Передачи в роботизированном узле ничем не отличаются от механической КПП. Он также имеет валы, шестерни и диск сцепления. Единственное отличие заключается в том, что управление происходит при помощи электроники, и водитель не принимает участия в этом процессе. Эффективность такой КПП является спорной, так как и комфорт во время езды, поэтому роботами оборудуется относительно малое количество автомобилей.
Вариатор
В механизмах такого типа полностью отсутствуют передачи. Вращение передается при помощи ремней или цепей и происходит плавно, без ступеней и рывков. Это очень положительно влияет на ресурс двигателя и повышает комфорт во время передвижения. Кроме этого, вариатор позволяет существенно экономить топливо, используя возможности двигателя максимально эффективно.
Но есть у этого почти идеального механизма свои недостатки. Конструкция такой коробки довольно сложная. Ремонт и обслуживание такого узла обойдется водителю очень дорого, и найти квалифицированного мастера сложно. Подходит бесступенчатая коробка только маломощным легковым автомобилям, так как приводные ремни просто не выдерживают высокого напряжения и часто рвутся.