IT-бизнес столкнулся с суровыми реалиями войны: специалисты мигрируют, а заказчики переживают о форс-мажоре и с осторожностью продлевают сотрудничество. В таких условиях нужна компания в стабильной юрисдикции, от имени который можно подписывать контракты с западными заказчиками. Актуальный вопрос на сегодня дистанционное управление бизнесом, поскольку не каждый фаундер может покинуть территорию Украины. Польша предоставляет такие возможности. Вы можете открыть компанию без посещения страны, вести бизнес онлайн, получить умеренные условия налогообложения и высокий уровень правовой защиты.
Как открыть компанию в Польше?
Вот список из 7 шагов по открытию компании:
- Получение PESEL — это аналог украинского идентификационного номера, для получения которого нужно подать заявление в управление гмины. Если вы не можете покинуть территорию Украины, за вас это сделает представитель по доверенности.
- Получение ePuap и подтверждение ключа в консульстве. ePuap — это электронная подпись, которая нужна для регистрации в системе s24 и других государственных порталах.
Для этого:- зарегистрируйтесь на сайте с доменом epuap.gov.pl.
- запишитесь на прием в польское консульство, например во Львове. С момента создания профиля на сайте и приемом в консульстве не должно пройти больше 14 дней. Если превысить срок, то профиль ePuap нужно будет создать заново.
- Регистрация в системе s24, подготовка и подача документов для регистрации компании, включая устав и договор об обществе. При подаче документов, нужно подтвердить внесение уставного капитала и факт, что собственники являются иностранцами и не имеют недвижимости в Польше. Подтверждение регистрации проверяют в государственном судебном реестре — KRS.
- Подбор юридического адреса и заключение договора аренды. Офис может быть фактическим, или виртуальным. По этому адресу вы будете получать корреспонденцию и хранить документы бухгалтерского учета, учетные документы, инвентаризационные документы, книги счетов, финансовую отчетность, после окончания отчетного года.
- Поставка компании на учет в налоговых органах Польши и получение NIP — польского идентификационного номера налогоплательщика.
- Открытие банковского счета. Будьте готовы, что банковский комплаенс может затянуться и занять до трех месяцев.
- Регистрация на порталах podatki.gov.pl и zus.pl. Функционал портала podatki.gov.pl предоставляет полезные инструменты для облегчения выполнения обязательств, в том числе налоговых. Кабинет налогоплательщика позволяет подавать документы по налоговой карте (KP), налогу на гражданско-правовые сделки (PCC), налогу на наследство и дарение (SD) и уведомления об обновлении (NIP).
Платформа zus.pl – это инструмент, облегчающий доступ к услугам Учреждения социального страхования (ZUS). Благодаря порталу, вы можете решать большинство вопросов онлайн:
- просмотреть данные, собранные в ZUS;
- предоставить страховые документы, подавать заявки и получать ответы на них;
- задавать вопросы и получать ответы от ZUS;
- записаться на прием в отделение ZUS;
- использовать приложение ePłatnik, с помощью которого вы сможете уведомлять страховую о сотрудниках, заполнять и подавать расчетные документы.
Какие документы должны быть у собственника бизнеса после завершения регистрационных действий?
После того, как работа завершена у вас должны быть:
- Соглашение компании с ограниченной ответственностью (UMOWA SPÓŁKI Z OGRANICZONĄ ODPOWIEDZIALNOŚCIĄ)
- Выписка из госреестра (KRAJOWY REJESTR SĄDOWY предприятий (KRS)
- Номер налогоплательщика (NIP)
- Статистический номер (REGON)
- Номера социального страхования и пенсионного фонда (ZUS)
Как организовать релокацию персонала?
Релокация — это перемещение в новую страну еще и части команды. IT-специалисты ФЛП могут получить статус беженца в Польше и продолжать платить налоги в Украине. Об этом в июне сообщили в Министерстве финансов Польши. Благодаря такой поддержке эта страна становится еще привлеклекательнее для релокейта украинского IT-комьюнити.
Автор статьи: Валерий Сталиров, CEO компании IT-юристов Stalirov&Co