Что лучше, ГБО 4 или 5? С появлением ГБО 5 некоторые заговорили, что предыдущее поколение устарело. Специалисты http://gaz-time.ua/ говорят что это не так. Во-первых, разделение по поколениям само по себе не очень удачное. Ну раз так принято в Украине, то будем пользоваться такой градацией. Во-вторых, эти два типа ГБО сравнивать некорректно, потому что сама схема ГБО 4 поколения и принцип его работы кардинально отличаются от «пятерки». При этом установки обоих поколений одинаково современны и актуальны.
ГБО 4 поколения: схема
Устройство газобаллонных установок 4 поколения и схема их подключения предполагает работу на газе в парообразном агрегатном состоянии: сжиженный газ из баллона по трубопроводу поступает на редуктор-испаритель; после преобразования в пар, пропан под относительно невысоким давлением подается на форсунки; затем — к врезкам в коллекторе, и в камеру сгорания. Редуктор здесь важный и ключевой элемент.
ГБО 5 устроено иначе — там даже нет редуктора-испарителя! Газ подается на форсунки в сжиженном состоянии.
Принцип работы «пятерки» максимально приближен к бензиновой схеме: сжиженный газ от баллона, через регулятор давления, поступает напрямую к форсункам. Чтобы сохранить его сжиженное агрегатное состояние давление должно быть не ниже чем в баллоне, По факту оно даже выше, во избежание появления воздушных пробок. Для этого применяют газовый насос, который поддерживает нужные атмосферы в системе.
Газовый насос — ключевой элемент в газобаллонных установках 5 поколения. Примечательно, что «лишний» пропан возвращается в баллон по обратной магистрали.
Естественно, схема установки ГБО 4 поколения и его элементы — другие. Например, трубопроводы с «четверки» не подойдут к «пятерке», потому что в системе ГБО 5 давление достигает 20атм. Более того, сопрягают трубопровод не хомутами, а посредством сопряжителей.
Иначе устроены и форсунки — в ГБО 5 они приспособлены под жидкий впрыск.
Наконец, наличие такого агрегата как газовый насос, меняет все устройство мультиклапана на баллоне ГБО 5.
Электронное управление – мозги
Отличия также касаются электронного управления системами.
Если в ГБО 4 за общие настройки отвечает доступное ПО, то для «пятерки» программы пишет производитель ГБО.
Каждому автомобилю — марке и типу ДВС — предназначена своя программа. Трудно представить, сколько в мире марок и моделей! А вот о компаниях, выпускающих ГБО 5, такого не скажешь — раз-два и обчелся. Кроме того, ПО создается исключительно для новых моделей, и то не для всех.
Разница в цене
Отличия не только по технической части. Все это, и уникальные элементы газовой установки, и «редкое» ПО, и новизна в нашей стране, влияет на ценообразование — ГБО 5 непомерно дорого. В разы дороже установок ГБО 4. Кроме того, если качественно установить ГБО 4 поколения в Киеве http://gaz-time.ua/pro-gbo не проблема, то специалистов по ГБО 5 нужно еще поискать, ведь схема подключения ГБО 4 поколения совершенно иная. Сказывается и то, что «пятерками» сейчас оснащаются автомобили с конвейера, которые выпускаются не для нашего рынка.
Не только приобретение, монтаж и обслуживание, но и эксплуатация ГБО 5 может стать проблемой: «пятерка» весьма требовательна к качеству пропана. В Украине, особенно в регионах, состав пропан-бутановой газовой смеси не всегда идеальный. Иначе бы не было необходимости в фильтрах жидкой и газообразной фаз, и не возникало бы нужды их периодически менять. Так что гнаться за модой не стоит — лучше действовать прагматично и экономить уже сегодня.
На дорогие автомобили очень редко ставят ГБО. С таким оборудованием даже с завода не выпускают Audi Q8, с ГБО никогда не выйдет Bentley Bentayga или тем более Rolls-Royce Cullinan, хотя все они очень прожорливы с расходом топлива выше 10 — 15 литров даже по паспорту.