Владельцы автомобилей с цепным приводом ГРМ, иногда тешат себя иллюзией более высокой прочности и надёжности в сравнении с двигателями на ременном приводе ГРМ. Отчасти эти убеждения оправданны, но с другой стороны медали цепной ГРМ имеет свои недостатки, и о цепи, которую можно не менять весь цикл службы двигателя (как, например, Peugeot когда-то обещала для двигателя EP6, но потом вынуждена была отказаться от своих слов), не стоит даже мечтать.
Цепь ГРМ (газораспределительного механизма) отвечает за синхронизацию работы коленчатого и распределительного валов. Она передаёт крутящий момент от коленвала к распределительным валам, обеспечивая открытие и закрытие клапанов в нужное время. Следовательно, узел находится в постоянной высокой нагрузке, требуя к себе хорошей смазки и своевременной замены.
Цепь ГРМ является одной из тех деталей, от состояния которой зависит бесперебойная работа мотора и его долговечность. Поэтому подбор и замена цепи ГРМ должны быть выполнены профессионально. Отметим самые важные аспекты жизни цепи ГРМ.
Интервал замены
Интервал замены цепи ГРМ зависит от типа двигателя, его мощности и условий эксплуатации. В среднем, цепь необходимо менять каждые 100-200 тысяч километров пробега, иногда раньше. Например, при эксплуатации автомобиля в тяжёлых условиях, интервал замены может быть сокращён до 60-80 тысяч.
Последствия превышения интервала замены
При превышении интервала замены цепи ГРМ она естественным образом растягивается, что приводит к проскальзыванию звеньев, их срыву, образованию стружки. Всё это очень опасные и нежелательные последствия для любого двигателя. Кроме того, превышение интервала приводит к:
- Нештатной работе двигателя. Он может начать работать с перебоями, может ощущаться вибрация, которой никогда не было, может увеличиться расход топлива.
- Сбой фаз в топливной системе: при проскальзывании цепи ГРМ нарушается синхронизация работы коленчатого и распределительного валов. Это приводит к неправильной работе топливной системы, что увеличивает расход топлива, снижает мощность двигателя и ухудшает динамические характеристики.
- Повреждение двигателя. В худшем случае, проскакивание цепи ГРМ может привести к повреждению двигателя, например, к поломке поршней или клапанов, другими словами, стать причиной клина, неконтролируемого разрушения целостности блока цилиндров.