Идея оазиса, где можно покупать парфюмерию, алкоголь, украшения, бижутерию, фирменные очки, другую продукцию модных бутиков, и всё это по цене на 20-30% дешевле, чем обычно, сама по себе революционна и нежизнеспособна. Но это именно то, что с ней случилось: она благополучно существует с 1947 года под названием dutyfree или дьюти-фри. Это целый мир, где можно купить эксклюзивные бренды, недоступные в вашем регионе. Мир, где шоппинг превращается в захватывающее путешествие.
Само понятие дьюти-фри, что дословно с английского можно перевести как “без пошлины”, появилось благодаря предпринимателю Брендану О’Регану, открывшему первый магазин беспошлинной торговли в Международном аэропорту Шеннон, Ирландия.
В последующие годы огромный вклад в развитие дьюти-фри внесли такие авиакомпании, как Pan American World Airways (Pan Am) и KLM, а также аэропорты, такие как Schiphol Amsterdam Airport (AMS) и Dubai International Airport (DXB). Сегодня рынок дьюти-фри составляет $89,3 млрд и ежегодно растёт на 6,4%.
Деньги надо считать
Больше всего на дьюти-фри тратят граждане Азиатско-Тихоокеанского региона (46% от общего объёма продаж). Однако это не означает, что жители других регионов тратят мало: магазины дьютифри есть в каждом международном аэропорту мира.
Чеки всех покупателей дьюти-фри распределяются на приведённые ниже группы товаров в следующем процентном соотношении:
- Парфюмерия и косметика: 38% от общего объёма продаж;
- Алкогольные напитки: 29%;
- Табачные изделия: 12%;
- Сладости и сувениры: 11%.
При этом средний чек покупателя в дьюти-фри составляет $80. Максимальная же сумма почти не ограничена. Так, в 2018 году в дьюти-фри аэропорта Шанхай Пудун (PVG) был продан самый дорогой товар в истории – бутылка вина Chateau Lafite Rothschild 1945 года за $270 000.
Факты:
- В 2024 году в мире насчитывается 400 операторов дьюти-фри.
- Самый большой дьюти-фри в мире находится в аэропорту Дубай (DXB).
- За прошлый год 2,8 млрд. пассажиров совершили покупки в дьюти-фри.
Таким образом, дьюти-фри – это не просто магазин, это особая атмосфера, где можно не только купить товары по выгодным ценам, но и получить незабываемые впечатления. Несмотря на впечатляющие цифры, дьюти-фри не стоит на месте. Рынок постоянно развивается, и одним из главных трендов является персонализация. Дьюти-фри магазины стремятся предлагать своим клиентам более персонализированный опыт покупок, появляется возможность онлайн-заказов и прочее.